
Выбор профессии — одна из наиболее значимых задач, с которыми сталкивается каждый молодой человек. Это решение не только влияет на дальнейшую карьеру, но и формирует личность, мировоззрение и стиль жизни. Стоит ли говорить, что сделать такой значимый выбор совсем нелегко, когда ты юн и только заканчиваешь школу.
В этот период жизни мир кажется бескрайним, полным возможностей и путей. Каждое новое увлечение становится идеей для будущего выбора, а мнение родителей, советы друзей так часто не сходятся с «той самой мечтой».
В проекте «Билет в будущее» я, как педагог-навигатор, участвую третий год. За это время, благодаря участию, наши ученики смогли попробовать себя в различных ролях, освоить новые навыки и, что немаловажно, понять, что приносит им удовольствие и удовлетворение.
Так, например, в прошлом году один из учеников попробовал себя в роли хирурга на профессиональной пробе. После мероприятия он, восторженный и воодушевленный, подошел ко мне со словами: «Я понял. Я хочу стать врачом!». Но спустя полгода я узнала, что родители и друзья отговорили поступать на медицинский факультет. «Не потянешь», «Не поступишь» - говорили они.
Воспоминания о тех эмоциях, которые проживал он в часы профессиональной пробы, дали шанс. Парень поступил, учится на медицинском факультете и он… доволен своим выбором.
Проект «Билет в будущее» - мощный инструмент для осознания своих интересов и предпочтений. В небольшом городе, такой как наш, возможности для знакомства с разными профессиями зачастую ограничены. Многие ребята имеют лишь общее представление о том, какие карьерные пути могут быть доступны. Однако проект дает уникальную возможность увидеть разнообразие профессий, пообщаться с профессионалами и самому, в будущем, стремится стать тем самым первоклассным специалистом своего дела.
Так случилось с еще одним нашим учеником. Оставалось буквально полгода до окончания школы, а понимания «куда идти дальше» не было. Поездка на профессиональную пробу в техникум многое дала понять. Оказалось, что в техникуме стоит современное оборудование, студенты, проводившие профпробу, уже на первом курсе показывают класс, да и поступить не так уж трудно.
Надо сказать, что выбрал он не ту профессию, которую ощутил на себе во время проекта. Станки, на которых он сейчас учится, стояли по соседству с аудиторией, где проходила профпроба.
«Билет в будущее» - это ведь не только поездки. Это целая система, которая дает возможность лучше узнать себя, поставить цель, попробовать что-то новое и не бояться принимать важные решения!
На этапе диагностики, например, ребята, разбирая результаты вместе со мной, уже уверенней говорят о своих интересах и увлечениях. Они делятся с родителями итогами тестов и уже с гордостью заявляют: «Видишь, мама! Я творческая личность. Тест это подтвердил». «Обсудим дома» от родителей - уже маленькая победа, возможность принять решение, учитывая интересы и склонности ребенка.
Поэтому я считаю, что педагог играет ключевую роль в реализации проекта. Он не только направляет и поддерживает учащегося, но и становится своеобразным проводником в мир профессий, открывая горизонты, о которых ученики могли даже не догадываться. Участие в проекте, подкрепленное мудрой поддержкой педагога, формирует уверенность, необходимую для выбора профессионального пути. В итоге, личностное развитие и выбор профессии становятся взаимозависимыми, создавая синергию для успешного становления в будущем.
#моигоризонты